Логотип РПДРПД - учасник Международнаой федерациии транспортных рабочих" 

  Добро пожаловать!

                        

Рецепт борьбы с принудительным трудом – развитие профсоюзов

30.07.2017
Более того, 71% опрошенных мировых корпораций, чьи офисы находятся в Соединённом Королевстве, допускают вероятность наличия элементов современного рабства в их глобальной деятельности. Таким образом, опасность торговли людьми и рабского труда в частном секторе реальна и противодействовать ей надо комплексно, подключая все три стороны трудовых отношений: государство, частные компании и самих работников.

Понятное дело, что надзорные органы должны следить за исполнением трудового законодательства и не допускать нарушений. Однако с работодателями всё уже не так просто. Они стремятся минимизировать расходы и увеличить прибыль, для чего, в том числе, могут использовать заёмный труд, который имеет все признаки принудительного. Не секрет, что на российских стройках – будь то метро, стадионы, дороги – используется труд мигрантов, у которых зачастую отбирают паспорта, не выплачивают или задерживают зарплату. И это происходит на предприятиях «на берегу», где действует трудовое законодательство, есть надзорные и правоохранительные органы. Что же тогда происходит на морских судах?

Согласно положениям Конвенции ООН по морскому праву, судно подчиняется юрисдикции своего флага, а сегодня бал правят удобные флаги. При этом владелец судна, как правило, находятся в другой стране. Не говоря уже о том, что оператор может быть из третьей страны, а экипажи вообще смешанные. Неразбериха с законодательством, а подчас и с установлением истинного работодателя создают все предпосылки для принудительного труда. Профсоюзная статистика свидетельствует, что на судах под удобным флагом гораздо чаще не платят зарплату, чем под национальным. При этом самой криминализированной отраслью является рыболовство, где гораздо больше желающих поживиться на бесплатной рабочей силе, чем в торговом мореплавании.

Существует также зависимость между невыплатой зарплаты и районом плавания. Так, согласно данным инспекторов труда РПСМ, на Балтике случаи задержки зарплаты составляют примерно 20% от обращений моряков, на Дальнем Востоке – 40%, а на Чёрном море – 76%. Цифры говорят сами за себя. ITF даже проводила кампанию под названием «Чёрное море – море позора». Те условия, в которых работали некоторые экипажи, язык не поворачивается назвать нормальными. Больше всего это напоминает современное рабство: отсутствие свежих продуктов и чистой питьевой воды, необходимого снабжения, ржавые суда и многомесячные невыплаты – вот с чем подчас сталкиваются моряки. Справляться с такими ситуациями, как правило, приходится силами профсоюзов разных стран и ITF.

Но не только недобросовестные судовладельцы являются угрозой для моряков. Своеобразной торговлей людьми можно назвать атаки на коммерческие суда и похищения членов экипажей ради выкупа, который порой значительно превышает стоимость судна. Но если от нападений в пиратоопасных зонах никто не застрахован, то давать отпор бессовестным судовладельцам можно и нужно. И тут всё в руках самих работников. Однако часто люди просто боятся организовываться и совместно защищать свои права, даже если приходится мириться с ужасными условиями. Боятся вступать в профсоюз, предпочитая положиться на компанию, которая ни во что не ставит своего работника.

Нужно создать условия для объединения работников в профсоюзы, предоставить им эксклюзивное право на коллективные переговоры, что гарантирует реальную защиту прав трудящихся. Необходимо упростить процедуры проведения и объявления забастовки, когда не удаётся прийти к соглашению, поскольку это единственное цивилизованное и законное оружие в руках работников. Что касается мигрантов, то здесь решением может стать защита рынка труда от демпинга дешёвой иностранной рабочей силы. Условия оплаты труда мигрантов и российских рабочих должны быть равными, поэтому необходимо ввести разрешения на иностранную рабочую силу, которые выдавали бы органы власти по согласованию с национальными профсоюзами. Такой порядок, касающийся привлечения иностранных моряков на суда под российским флагом, существовал в России, пока ФМС не была ликвидирована, а её функции не были переданы МВД. Таким образом, один из рецептов в борьбе с рабским трудом: развитие и укрепление профсоюзов как организаций, способных коллективно представлять и защищать интересы рабочих.

Источник: РПСМ

Возврат к списку